Без срока давности

logo_v1_w

Без срока давности

О проекте

Обоснование проекта

проблема целевой группы, социальная значимость проекта

Актуальная проблема родителей, воспитывающих детей школьного возраста, на решение которой направлен проект, заключается в том, что они слабо вовлечены в процесс сохранения памяти о Великой Отечественной войне, в особенности о геноциде мирного населения. Согласно данным опроса, проведённого нашей организацией в 2021 г. более 60% родителей ощущают проблему недостатка знаний по истории ВОВ, 70,33% родителей нуждаются в навигационной помощи по истории ВОВ. Настораживает, что только 11,2% опрошенных считают знания о событиях геноцида мирного населения в годы ВОВ наиболее известным и понятным блоком сведений о войне. Существует очевидный разрыв информационно-воспитательного поля. Ведь в последние годы ведётся большая работа по увековечиванию памяти мирных жителей, ставших жертвами геноцида, террора и целенаправленного уничтожения в годы Великой Отечественной войны. Реализуется всероссийский проект «Без срока давности», функционирует единый портал с таким названием, проводится большая исследовательская , архивная и полевая поисковая работа . В 2021 году начались судебные заседания по квалификации событий, происходивших во время Великой Отечественной войны, как геноцида. Следственным комитетом России возбуждён ряд уголовных дел по статье 357 УК РФ “Геноцид” (геноцид – действия, с намерением уничтожить, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу). Суды по возбуждённым делам уже состоялись в Новгородской области (конец 2021 г.) и в Ростовской области (февраль 2022 года) . В 2022 г. намечены судебные заседания в Орле, Республике Крым, Белгороде, Брянске, Ставрополе, Калининграде, Ленинградской области, Санкт-Петербурге. Большую роль играет Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности».

Важно предложить мотивационные механизмы, стимулирующие совместное детско-родительское исследовательское и/или художественное творчество. Проблема «информационного разрыва» объясняется занятостью родителей, недостаточной компетентностью, а также объективными процессами исторического отчуждения. Отдаляясь по времени, события Великой Отечественной войны становятся частью «отчуждённого прошлого», утрачивают место в непосредственной, «биографической» памяти человека.

Недостаточная активность родителей в трансляции исторической памяти отражается на детях. Опрос, проведенный в 2020 г. в 10 субъектах России на тему «Что означает для современных молодых людей Великая Отечественная война» показал, что 36% респондентов интересуются данными событиями, 52% – отчасти интересуются. Чувство гордости за одержанную победу испытывают около 1/4 респондентов, 1/3 опрошенных наряду с гордостью за Победу отмечают горечь от понесенных потерь. Настораживает, что около 8% молодых людей каких-либо чувств по поводу этого исторического события не испытывают. К ним следует добавить еще около 2% опрошенных, которые затруднились с ответом.

Национальная родительская ассоциация с 2014 года занимается вовлечением семей в изучение генеалогии, проводится Всероссийский конкурс «Моя родословная» (4263 участника), проект «Наш краеведческий музей. Перезагрузка». Важно добиваться того, чтобы события из прошлого становились неотъемлемой частью автобиографической памяти человека. Именно знания о родных людях как участниках исторических событий делают любовь к прошлому чем-то осязаемым, «своим», а историю семьи – предметом эмоциональных переживаний за судьбу Родины. Данные исследования «Семейная память россиян перед вызовами настоящего времени» свидетельствуют, что семейная память является одним из ключевых ресурсов знаний об истории страны. Треть опрошенных (32%) респондентов (в основном лица старше 40 лет) обращаются за историческим знанием к семейной истории, воспоминаниям и рассказам родных и близких. При этом молодые россияне в возрасте 18-30 лет (29%) довольно редко рассматривают отечественную историю через призму семейной истории.

Путь решения проблемы «информационного отрыва» родителей мы видим в стимулировании совместного детско-родительского творчества (65,43% родителей видят в этом эффективный способ воспитания патриотизма, а 52 % родителей считают изучение истории семьи и рода важным для семейного воспитания). Проект поможет выстроить информационные связи родителей, воспитывающих детей школьного возраста, по тематике геноцида мирного населения в годы ВОВ, адаптировать имеющиеся наработки для семейного воспитания, использовать результаты для профилактики возрождения фашистской идеологии.